Автоматизация технологических процессов и производств (АТПП) — это внедрение автоматических систем и оборудования для управления и выполнения операций в процессе производства, что позволяет сократить участие человека и повысить эффективность производственных процессов.
27 мая 2025 года, в рамках выставки «Металлообработка», руководитель департамента интеграции и автоматизации технологических процессов Александр Александров из ООО «ХАРТУНГ» выступил с докладом на сессии «Роботизация в действии: практические шаги к реализации национального проекта». В своем выступлении спикер развенчал основные мифы о роботизации производства с позиции интегратора, а также поделился примерами реализованных проектов.
Автоматизация производства: мифы и реальность
Роботизация производства — это важный процесс, требующий продуманного подхода. Мы часто сталкиваемся с мифами, которые тормозят развитие автоматизации на производстве. Опровергнем их и докажем, что они не являются барьером для интеграции робототехнических комплексов (РТК):
- Роботизация — это дорого. При оценке затрат необходимо обращать внимание на окупаемость решений по автоматизации. В практике ООО «ХАРТУНГ» срок окупаемости РТК в среднем составляет от 2 до 5 лет.
- Миф: автоматизировать можно всё. В действительности мелкосерийные и уникальные производства сложнее и дороже автоматизировать. Перед началом проекта мы проводим для заказчика оценку целесообразности роботизации.
-
Миф: задачу можно объяснить на словах. Каждое производство уникально. Задачи, бизнес-процессы, имеющееся оборудование — это неотъемлемые элементы технического задания (ТЗ), которое необходимо интегратору для быстрого и качественного внедрения РТК. Зачастую отсутствие четкого ТЗ приводит к неработающим решениям или неоправданным ожиданиям заказчика.
- Миф: автоматизация — это быстро. Процесс автоматизации всегда включает в себя множество этапов: сбор требований, аудит, проектирование, поставка оборудования, монтаж, интеграция, обучение — что может занять месяцы. Кроме того, часто роботизация конкретного процесса может требовать изменения технологических операций на предыдущих и последующих этапах.
- Миф: все роботы универсальные. Многие считают, что один робот подходит для всех задач. На практике, промышленные РТК проектируются для конкретных задач и производств. Переналадка и замена инструментов возможны, но требуют ресурсов и времени.
- Миф: интеграция возможна без остановки производства. На самом деле, это не так. Мы понимаем важность непрерывности работы и планируем интеграцию с учётом графика заказчика, чтобы минимизировать простои.
- Миф: РТК состоит только из робота. В стоимость РТК входят шкаф управления, оснастка, инструменты, станки, системы подачи и безопасности, спроектированные под нужды заказчика.
-
Миф: после автоматизации люди не нужны. Это не так, так как роботы требуют настройки и обслуживания. Статистика показывает, что в странах с высокой роботизацией (Германия, Япония, Южная Корея) уровень безработицы не растёт.
Рекомендуем учитывать эти аспекты при планировании перехода на автоматизированное производство, чтобы избежать ошибок и достичь эффективных результатов.
Александр Александров отметил, что роботизация повышает продуктивность и помогает решать ключевые проблемы в промышленности. На примерах проектов в механических и кузнечных производствах были продемонстрированы преимущества: повышение производительности и качества, снижение затрат, а также решение нехватки квалифицированного персонала и обеспечение безопасных условий труда.
Завершилось выступление напоминанием о важности сотрудничества с российскими производителями: «Поддержка отечественных продуктов, таких как RusRobot (разработчик ООО «Русский Робот»), не только способствует развитию технологий, но и укрепляет национальную экономику, создавая новые рабочие места и обеспечивая экономическую безопасность страны.
Команда интеграции ООО «ХАРТУНГ» продолжает внедрять инновации и развивать сотрудничество с российскими производителями, предоставляя своим заказчикам современные и эффективные решения для автоматизации производства. Роботизация становится не просто трендом, а необходимостью для компаний, стремящихся к устойчивому росту и конкурентоспособности», – резюмировал Александр Александров.